Хабаровское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»
680000, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар 9

Владимир Соловьёв: Интервью с председателем СЖР еженедельнику "Новый вторник"

A A= A+ 08.09.2023

 

Накануне Форума современной прессы, по сложившейся традиции, председатель Союза журналистов России Владимир СОЛОВЬЁВ ответил на вопросы главного редактора еженедельника «Новый вторник» Леонида Ариха.

Нашего полку прибыло!— Владимир Геннадиевич, сколько регионов успели объездить за неполный год?

— Специально не считал, но много. Особенно в первой половине года. Начал с Чукотки, где прошел один из наших традиционных Инфорумов и где испытал самые теплые, несмотря на мороз, чувства. Ведь лет двадцать назад я приезжал сюда на открытие памятника Николаю Чудотворцу от программы «Время». На сей раз, правда, пришлось испытать самый крутой джетлаг в жизни. Из Анадыря мне предстояло лететь в Калининград. То есть, с одного краешка страны до другого. А это больше семи тысяч километров, 13 часов в воздухе, с пересадкой в Москве. Можете себе представить: на Чукотке -20, а в Калининграде +18. Там, а если точнее — в Зеленоградске, проводится очень хороший конкурс — «Мой ласковый и нужный зверь». Это не только о том, как кот будит хозяина во время пожара. Это о том, как на фронте собаки закрывают собою солдат. Истории пробирают буквально до слез.

На прошлой неделе в составе делегации Общественного совета Минобороны (Соловьев — член ОСМО. — Ред.) побывал в Дагестане и Чечне. Причем в Дагестан мы попали как раз в день, когда там случилась трагедия. Видели последствия того страшного взрыва, встречались с руководителями республики, скорбели вместе с ними по погибшим.

Запомнились поездки в Черногорию, на съезд Союза журналистов страны, где мы награждали работающих на Донбассе коллег, а также в Республику Сербскую, президента которой — Милорада Додика — я хорошо знаю еще по работе собкором ЦТ в Югославии. Совместно с послом поблагодарили как Додика, так и других руководителей Республики за стойкость. Запад на них давит жутко, но они держатся и даже под угрозами любых санкций отказываются называть Россию агрессором.

А вообще ездить я люблю. Кроме Чукотки (если говорить о России), посетил Тольятти, Самару, Екатеринбург, Казань, Киров, Челябинск, Череповец, Санкт-Петербург, Уфу, Кемерово и Ленинск-Кузнецкий, Сочи, Вологду, а некоторые из перечисленных городов — даже по нескольку раз.

— В течение года то тут, то там проходят форумы современной прессы местного, так сказать, значения — районные, городские, областные. Задействована ли в них рука большого Союза?

— Чаще всего эти форумы, действительно, организуются под эгидой СЖР, но проводятся, в основном, силами региональных отделений Союза. Бывает и так, что эти малые форумы проводят местные журналисты самостоятельно, со своими названиями. Например, в Башкирии провели «Медиайыйын». Вторая часть этого замысловатого слова — йыйын — в переводе с башкирского означает «встреча», «народное собрание», «народный праздник». В старину йыйын проводили для решения политических и социальных вопросов рода.

Стараюсь регулярно участвовать как в локальных, так и в традиционных форумах, которые мы постоянно видоизменяем, чтобы, как говорят в таких случаях, не приедались. Скажем, церемонию награждения победителей конкурса «10 лучших районных газет России» провели в липецком городке Задонске, на родине лидера этих необычных соревнований — газеты «Задонская правда». По стечению обстоятельств, в эти же дни она отмечала 105-летие со дня выхода в свет первого номера.

— Во время посещения Задонска вы сказали (цитирую по сайту СЖР), что «журналисты районок — основа СЖР».

— Подавляющее большинство членов СЖР — сотрудники районных газет. Это, действительно, наша основа. И мы стараемся помочь коллегам в решении целого комплекса проблем, касаются ли они не самых лучших взаимоотношений с «Почтой России», нехватки кадров или оргтехники. После жуткого наводнения в Иркутской области мы, благодаря нашему же фонду помощи, приобрели оргтехнику для газет нескольких пострадавших от затопления районов. Сейчас помогаем газетам города Шебекино, который подвергся остервенелым атакам украинских националистов.

Не секрет, что обычно в районках работают женщины уже бальзаковского возраста, но они борются, иногда воюют с местной властью, защищают дедушек-бабушек. Во многом для жителей сел, деревень, маленьких городов районная газета — это центр общественной жизни. Что бы ни случилось — идут в газету, звонят. Сейчас районные газеты становятся центрами сбора гуманитарной помощи для фронта.

— Приближается 27-й по счету форум современной журналистики, который пройдет в Сочи. Что нового увидят и услышат коллеги? Какими фишками на сей раз их обрадуете?

— Мне очень понравился прошлогодний форум — деловой, рабочий. В тяжелое время, в котором мы живем, как-то не до праздников. Таким же постарались сделать и 27-й. Ожидается много интересных людей. Форум начнется с большого общения с Дмитрием Киселевым, лауреатом «Золотого пера» этого года, чья программа на канале «Россия» самая смотрибельная. Он у нас уже выступал, был полный зал, его долго не отпускали. Ожидаем приезда больших делегаций из новых регионов. И очень гордимся тем, что нашего полку прибыло… Что в армию российских СМИ влились «новобранцы» в виде сотен новых изданий и тысяч журналистов из присоединившихся к России территорий Украины.

— Знаю, что в конце июля вы встречались с руководителями образованных на этих территориях отделений СЖР. Какие насущные проблемы обсуждали и, главное, какие из них успели за прошедшее время решить?

— Во многих регионах не было Минюста, чтобы зарегистрировать эти отделения. На данный момент отделения созданы, сформированы, выбраны руководящие органы. И сейчас все четыре отделения официально зарегистрированы в Минюсте. Они начали активно работать. Очень много желающих вступают. Они придумывают новые конкурсы, разнообразные форматы взаимодействия, помощи местным СМИ, опираясь на нас, на Министерство цифрового развития.

На сочинском форуме запланирована отдельная встреча всех участников с четырьмя руководителями наших организаций в новых регионах. Налаживаются региональные связи. Много гуманитарной помощи возят туда руководители Союза журналистов Кубани, Ростовской, Воронежской областей. Даже из Ханты-Мансийска возят гуманитарную помощь, из всех национальных республик: из Башкортостана, Татарстана. Регионы подписывают прямые соглашения с новыми территориями.

В числе других острых проблем, с которыми столкнулись вновь образованные отделения, — дефицит журналистских кадров. У них там реально опасно работать…

— Здесь бы, кстати, и пришлась бы ко двору ваша идея отправлять журналистов не на передовую, а в редакции газет прифронтовых территорий.

— Мне пишут коллеги из разных регионов, они готовы ехать и работать там. И я их туда переправляю. Кто-то из них уже начал там трудиться. В Донецке и Луганске создаются филиалы ВГТРК, ТАСС. Коля Долгачев — один из лучших наших военкоров, лауреат «Золотого пера» этого года и один из самых активных членов СЖР — возглавит филиал ВГТРК в Луганской Республике. Об этом мы будем говорить на сочинском форуме.

— Какие-то льготы журналисты прифронтовых территорий будут получать?

— Наши юристы работают над этим вопросом совместно с Минцифры. Речь, по сути, идет о формировании нового статуса — «Ветеран военной журналистики» со всеми вытекающими из него социальными льготами при выходе на пенсию, как у ветерана труда. Это не только для тех коллег, кто сейчас достойно выполняет свой профессиональный долг на линии огня, но и для тех, кто участвовал в прошлых конфликтах — в Чечне и других местах. Эти документы будут переданы на рассмотрение в Госдуму, после чего свое решение примет Минфин, это же связано с немалыми выплатами. Потом это будет в виде указа, который должен подписать президент.

— Владимир Геннадиевич, а что это за конкурс с витиеватым названием «Золотая стратегия» придумал СЖР для сотрудников пресс-служб и PR-агентств?

— Символ нового конкурса «Золотая стратегия» — знакомое коллегам наше перышко, обращенное вверх, на котором запечатлен значок компаса или навигатора. Он показывает правильное направление. Все, что мы дальше будем придумывать, все будет пересекаться в такой линейке, отталкиваясь от нашего символа.

Что касается названия, то его после наших долгих и бесплодных попыток найти что-либо привлекательное, придумал… искусственный интеллект.

Мы загрузили данные, о чем этот конкурс, и он выдал несколько вариантов. Многие учатся на факультете журналистики, а потом расходятся в разные стороны. Одни идут в журналисты, другие идут в PR-службы. И сотрудники пресс-служб нередко занимаются не тем, чтобы помогать запрашивающим информацию журналистам, а тем, чтобы как можно меньше ее им давать. Мы хотим поощрять тех сотрудников пресс-служб, которые по-настоящему помогают журналистам. Главная задача союза — сделать так, чтобы журналистам было удобно работать, чтобы им никто не мешал исполнять свои прямые функции.

В этом отношении есть хороший пример — генерал Ирина Волк, она много лет нам очень сильно помогает. Она член Союза журналистов России. Таких мы будем выявлять и награждать. В день открытия форума на сцене Зимнего театра в Сочи наградим первых победителей «Золотой стратегии».

— Как, по-вашему мнению, изменилась наша журналистика за прошедшее время?

— Стремительно меняется и страна, и мир. Меняется и журналистика. Произошла четкая дифференциация по отношению к тем так называемым коллегам, кто, уехав за рубеж, откровенно работают на врага. При этом всех их можно видеть и слышать на YouTub. Эти журналисты определили свою позицию. Но таких единицы. Большинство же наших коллег, членов союза, четко понимают ситуацию и научились за эти непростые месяцы работать в мобилизационном формате. Даже в районных и областных газетах, я уже не говорю про основные каналы и печатные издания, очень интересные материалы появляются, связанные с СВО. Пока будет идти спецоперация, эта тема останется основной.

— Не терпится спросить, чем в итоге закончилась история с Международной федерацией журналистов?

— Наше членство с прошлого года заморожено. Мы перестали платить взносы (очень, кстати, большие), участвовать в мероприятиях Федерации. В позапрошлом году Исполком МФЖ точно также заморозил членство белорусского союза. В таком подвешенном состоянии нашему Союзу предстоит пробыть до 32-го конгресса, который пройдет аж в 2026 году и который вынесет окончательное решение. Неизвестно, впрочем, как к тому времени изменится ситуация в мире.

Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. На фоне случившегося полуразрыва отношений с МФЖ мы стали активно развивать двусторонние связи с большим количеством журналистских союзов, организаций. В этом списке — и Китай, и Иран, и Сербия, и Латинская Америка, и целый ряд арабских стран. В ходе участия по приглашению нового директора ТАСС Андрея Кондрашова в работе форума «Россия — Африка» с удовольствием пообщался на французском языке, который когда-то учил, с коллегами из Африки, обменялись телефонами. Надеюсь, в ближайшее время освоим информационное пространство и этого континента.

— По опыту знаю, что, попадая на сочинский фестиваль, обычно не успеваешь попасть на все мероприятия. Предпринимает ли Союз какие-либо усилия, чтобы участники форума могли, что называется, объять необъятное?

— Вопрос актуальный до сих пор. Но год от года мы стараемся каким-то образом упорядочить систему, разводить мероприятия. На этот раз, например, сократили количество событий с тем, чтобы появились свободные окна для маневров, если можно их так назвать. Кроме того, программу форума спланировали таким образом, чтобы проходящие параллельно по времени мероприятия носили противоположный характер по интересам. Скажем, в одном месте заседают газетчики, в другом — телевизионщики, в третьем — работники радио. Чтобы люди не разрывались на части. Но чтобы и к морю могли выйти.

Беседу вел Леонид АРИХ

Фото автора и из архива В. Соловьёва

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER