Хабаровское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»
680000, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар 9

Владимир Обыденов: развитию российско-иранского сотрудничества альтернативы нет

A A= A+ 04.03.2019
Развитию российско-иранского сотрудничества альтернативы нет

Недавно состоялся трехсторонний саммит Президентов России Владимира Путниа, Исламской Республики Иран Хасана Роухани и Турции Тайипа Эрдогана, в ходе которого стороны, в том числе, обсудили перспективы развития российско-иранских взаимоотношений на будущее. Российско-иранский деловой совет при Торгово-промышленной палате Российской Федерации уже не первый год является одним из основных генераторов всестороннего развития российско-иранских деловых связей. В силу этого важного обстоятельства наш корреспондент не мог не связаться с Председателем РИДС при ТПП РФ Владимиром Обыденовым и попросить его ответить на ряд принципиальных вопросов по указанной теме. В первую очередь касающихся ближайшего будущего этих взаимоотношений, а также рассказать о предпринимаемых РИДС мерах и генерируемых им инновациях, направленных на придание ускорения процессу развития этих взаимоотношений.

Наш Президент уже не первый раз встречается с Президентом Ирана Роухани. Чего Вы ожидаете от итогов трехстороннего саммита?

Со времени первой встречи наших президентов в Бишкеке в 2013 году каждая последующая встреча стала своего рода генератором дальнейшего развития российско-иранских отношений. Убежден, что и настоящая встреча закрепит наметившуюся тенденцию. Тем для обсуждения на трехстороннем саммите немало, назову лишь важнейшие.

Одной из главных тем, несомненно, стало восстановление народного хозяйства Сирии, разрушенного тяжелой войной против террористов запрещенного в России Исламского государства. Совместная помощь России и Ирана, а также участие Турции в Сирии помогли законному правительству этой страны справиться с ИГ. И хотя его окончательное уничтожение еще не наступило, на первый план уже встали задачи возрождения разрушенных войной предприятий, больниц, школ, электростанций, в целом инфраструктуры. Нужно скоординировать усилия не только по первоочередным объектам для восстановления, но и по объемам средств.

Другим не менее важным вопросом, который, думается, не был оставлен без внимания на данном трехстороннем саммите, считаю разработку совместных действий, направленных на переход во взаимной торговле на национальные валюты. Отказ от долларов постепенно становится трендом внешней торговли Ирана, и нашим странам надо своими действиями придать необходимую динамику его имплементации. Участие Турции в этом процессе будет нелишним для всех, в том числе и для нее.

И, конечно же, важнейшая тема для принятия дополнительных конкретных мер – развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг», кратчайшего пути из Европы через Россию и Иран в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Которое Президент России В.В. Путин назвал магистральным направлением сотрудничества наших двух стран.

Заинтересованы ли российские компании в развитии МТК «Север-Юг»?

Да, и не только компании, но и целые российские регионы, в первую очередь Прикаспийские и Поволжские. Ведь развитие МТК «Север-Юг» означают для них не только развитие инфраструктуры, но и создание тысяч рабочих мест в каждом таком субъекте Федерации. Когда в Астрахани проводило работу XVI-е заседание Международного совета делового сотрудничества ТПП стран Прикаспийского региона под девизом «Деловой Каспий: укрепление сотрудничества – основа успешного развития государств региона», то буквально все участники говорили о назревшей необходимости скорейшего развития МТК «Север-Юг». МТК, связывающий порты России на Севере с портами Ирана на побережье Персидского залива и портами Индии на побережье Аравийского моря, нужен не только нашим странам. Но и конечным его потребителям – странам Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. Выиграет от этого и Турция.

Сегодня и Россия и Иран занимаются строительством и развитием его инфраструктуры, в т.ч. таможенной и логистической, на участке его прохождения через территорию страны.

Как вы оцените состояние отношений России и Ирана на сегодня?

Сравнивая отношения до исторической Бишкекской встречи президентов России и Ирана в сентябре 2013 года и нынешние, конечно же, это небо и земля. Они прочно трансформировались из декларируемого на словах и призрачного на деле союза – в проверенные отношения стратегического партнерства. Но констатация этого факта не означает, что все проблемы в наших взаимоотношениях устранены.

Работать нам надо много и упорно, чтобы отношения стали гармоничными, полифоническими и виртуозно отлаженными. И это касается не только препон в деловых отношениях. Но и крайне недостаточного знания социумов наших стран друг о друге. Информационный обмен между нами еще не налажен, туристические связи находятся в зачаточном состоянии. Мы в массе своей мало знаем об обычаях, менталитете, истории, культуре, укладе жизни простых иранцев. То же самое можно сказать и о знаниях иранского социума о России. А ведь без взаимного знания не родится доверия друг к другу, не возникнет у бизнес-сообществ наших стран стойкой мотивации на развитие долгосрочных и взаимовыгодных взаимоотношений.

РИДС это видит и хорошо понимает. И работает не только над тем, чтобы создавать прочные деловые связи между бизнес-сообществами России и Ирана, устраняя еще существующие устаревшие законодательные препоны. Но и над выстраиванием гуманитарных и культурных связей между социумами наших стран. В частности, над тем, чтобы создать отсутствующее поныне в России Российско-иранское общество дружбы. Аналогичной работой в Иране занимаются иранские коллеги. Эти общества своей деятельностью будут всемерно способствовать развитию и укреплению деловых связей между Россией и ИРИ.

Расскажите кратко хотя бы о некоторых из инноваций РИДС, направленных на улучшение деловых отношений между Россией и Ираном – в чем их суть и чего могут достичь наши страны при их реализации в жизнь?

Одно из главных дел, которым мы занимаемся несколько лет – вопрос гармоничного развития экспортно-ориентированного МТК «Север-Юг», чей логистический потенциал раскрыт недостаточно. Для полного раскрытия важнейшим является таможенная и логистическая оптимизация прохождения грузов и товаров через границы стран, задействованных в системе этого МТК. Оптимальное решение этой задачи – создание сети транспортно-логистических комплексов (ТЛК). Которые в рамках создаваемых Российско-иранским деловым советом центров международной торговли обеспечат бесперебойное функционирование «зеленых коридоров» на трассе МТК «Север-Юг», а также быстрое досудебное урегулирование возникающих споров и претензий. Упростив и ускорив таможенное оформление грузов и одновременно обеспечив их надежное и простое логистическое сопровождение.

Создаваемый РИДСом Российско-иранский международный центр экспедирования и транспортной логистики – пилотный проект такого ТЛК. Эта мера давно назрела и в определенном смысле выстрадана.

Другое важное дело, коим мы занимаемся с иранскими коллегами – создание системы взаимных платежей в торговле между Россией и Ираном – эффективного ответа на антииранские и антироссийские санкции США. Это – клиринговая система взаимных платежей, позволяющая проводить сделки между Россией и Ираном за рубли и риалы. Мы будем подключать к данной системе и страны, входящие в ЕАЭС, ШОС, а также в состав Большого Ближнего Востока. И в первую очередь – конечно же Турцию, с представителями бизнес-сообщества которой мы активно обсуждаем их участие в создаваемой нами клиринговой системе.

Работа этой системы упростит и ускорит торговлю между названными странами и будет способствовать прорывному росту их внешней торговли.

Еще одно важное дело РИДС – подключение российских регионов к налаживанию и развитию деловых связей с Ираном. Мы обсуждаем с главами и правительствами регионов Юга России соглашения о сотрудничестве в деле развития их отношений с ИРИ. В них указаны не только конкретные проекты сотрудничества, но и не менее конкретные сроки исполнения каждого из них и ответственные руководители каждой из сторон. Такие соглашения в разной степени готовности обсуждаются с руководством Астраханской, Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев.

Конечно, это не все дела, которыми РИДС занимается с целью развития российско-иранских деловых отношений. Я не упомянул о действиях по развитию информационного мультимодального обмена между нашими странами, по развитию туристических, культурных связей и общественных взаимоотношений. Все это – отдельный и достаточно самостоятельный блок вопросов и проблем, без разрешения которых гармоничное, всестороннее и прорывное развитие деловых отношений между Россией и Ираном немыслимо.

РИДС это хорошо понимает и работает над решением и этих вопросов.

Интервью подготовил Кирилл Молев

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER