13 июля, во второй день регионального форума «Сообщество», на его площадке состоялся воркшоп «Медиашкола НКО: как подружить медиа и некоммерческие организации». Его ведущая — Юлия Загитова, член ОП РФ и секретарь Союза журналистов России, — с ходу обозначила рамки работы:
- Сегодня мы не будем говорить про «успешный успех». Хочу услышать о ваших проблемах и о том, что у вас не получается в работе со СМИ. Моя мечта — cблизить медиа и некоммерческий сектор. В моем идеальном мире вы находите благополучателей через соцсети, СМИ забирают в работу ваши информационные поводы и рассказывают о вас своей аудитории. И этот воркшоп — один из шагов к этому миру. Весь опыт и знания, которые вы получите здесь, вы сможете интегрировать в свою работу. Реализовать приобретенное здесь сможет каждый, - говорит спикер.
Своим взглядом на проблему непонимания представителей СМИ и НКО поделился Василий Гурин, журналист и экс-главный редактор службы региональных новостей ТАСС. Он рассказал, что в федеральную повестку СМИ попасть можно, важно только предпринять для этого правильные действия.
- СМИ хотят интересных историй и новостей. Мы все помним то время, когда журналисты транслировали только негатив и криминал. Сегодня стало намного проще. Всем хочется позитивных историй, а такое случается не только в столице. Все дело в том, что сценарий потребления контента поменялся. Теперь не журналисты навязывают нам через классические медиа и телевизор, что нам смотреть и читать, а мы сами можем выбирать. Эти изменения произошли именно благодаря социальным медиа, - отмечает Влад Гурин.
Повествование журналиста ведущая прервала насущным вопросом о том, как быть, если, например, работа общественников — это на 80% дискуссии за круглыми столами, что неинтересно журналистам. Василий Гурин парировал.
- Проблема в том, что мы путаем инфоповод с тем, что нужно написать. Событие важно само по себе. Ведь почему мы читаем новости? Они могут влиять на нашу жизнь (менее 1%), но в большинстве случаев вызывают эмоции. Нужно не бояться подарить эти эмоции.
О том, как их организациям удалось наладить связи с очень крупными медиа, рассказали Евгения Лобачева, директор Дирекции рекрутинга потенциальных доноров костного мозга и Людмила Геранина, координатор донорских акций Национального регистра доноров костного мозга.
- Все дело в том, что Русфонд изначально был создан журналистами. Именно они и положили начало принципиально иному подходу к подаче информации в благотворительной сфере, — сразу расставила все точки Евгения Лобачева. — Наша работа была построена на рассказывании истории, и в этой истории должно быть все, включая смету. Читатель и зритель должен понимать, что и куда идет. Заявленная проблема должна иметь конечную цель с точностью до рубля.
По словам Евгении Лобачевой, они ставят во главу угла читателя, потому что он дает деньги. Из этого следует, что история, на которую читатель не отреагирует, никогда не будет опубликована.
Успешное взаимодействие фонда с Первым каналом вызвало зависть коллег из некоммерческого сектора. Однако тут есть свои подводные камни, предупредила сотрудница фонда.
- Однажды канал объявил о помощи пострадавшим в наводнении. Мы увидели нашу тему и поспешили к руководству канала со своими предложением — поставлять такие истории, которые будут вызывать у зрителя даже со ста рублями желание помочь немедленно. Мы часто слышим, как маленькие НКО рассуждают: «Нам бы на Первый канал, мы бы развернулись». Нет, не развернулись бы. Потому что после такого сюжета у них рухнет сайт, счета, на утро насыплется еще 100 заявок на помощь, а лишнего десятка сотрудников все это починить и обработать нет, -говорит эксперт.
Людмила Геранина обратила внимание коллег на некоторые профизменения, которые могут помешать конструктивному взаимодействию с медиа:
- Сложность нашей работы вне зависимости от региона в том, что мы слишком глубоко сидим в своей теме. Когда мы приходим в СМИ, то нам хочется показать, что только мы знаем правду. Но СМИ возьмут наши материалы в работу только тогда, когда поймут, что капля донорской крови действительно может изменить жизнь ребенка. Наши темы кажутся нам очевидными, но мы заблуждаемся – люди ничего про нашу деятельность не знают, и нам нужно все доходчиво объяснять.
Обратную связь с другой стороны, от имени СМИ, дала Наталья Калугина, директор ТРК «Липецкое время»:
- Некоммерческому сектору нужно научить своих сотрудников различать ценность информации. Мы, СМИ, тоже обязаны проверять то, что мы публикуем. Иногда НКО показывают своих героев так, что хочется сразу переключиться на другую информацию. Но герой не должен вызывать негативных чувств. Наше медиа любит работать с НКО, если они приносят интересные истории, а не дурно сформулированные пресс-релизы, в которых ничего не понятно. Последние потом и жалуются, что ломятся во все СМИ, а им не помогают, - говорит Наталья Калугина.
Форум «Сообщество» — это открытая площадка для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами, представителями НКО и просто неравнодушными людьми. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. В том числе по итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства.