Управляющий директор телеканала РБК Илья Доронов провел мастер-класс для участников Телекинофорума «Новая реальность» (16+).
Вопреки заявленной теме, разговор со спикером пошел не о телевизионном интервью, а об интервью в принципе.
Какие форматы востребованы сейчас? Большое интервью должно быть или малое? Где можно и нужно его показывать? Почему так, а не иначе? Какие могут быть эксперименты с самим жанром?
Вопросов оказалось много. И первое, с чего начал известный журналист, стал разговор об универсальности корреспондентов.
– Сегодня люди и смотрят, и читают. Но нужно понимать, что через текст не всегда возможно передать эмоцию. Если нет картинки, то текстовую информацию можно подать на телевидении в формате новости и только. И потому пишущим журналистам хочется посоветовать учиться делать видео. Необязательно профессиональное. Сейчас снимают на action-камеру, на телефон: это тоже годится. Это нужно делать для охвата аудитории. Что-то ставится целиком, что-то – отдельными новостями и короткими видео. Для вас это будет одна съемка, а редакция получит множество разных форматов, сказал спикер.
Обсуждая оптимальный хронометраж интервью, Илья Доронов заметил, что сегодня нередко звучат идеи отказаться от длинных разговоров, поскольку все больший интерес вызывают короткие материалы. Однако он против такого подхода по ряду причин. С одной стороны, нельзя собеседнику заявить: «давайте-ка покороче и побыстрее».
– Кроме того, зачастую сталкиваешься с тем, что люди в процессе переговоров, на стадии подготовки, отказываются говорить на какие-то темы. Однако, когда уже на месте техники выставляют свет и камеры, ты начинаешь общаться, оказывается, что сам собеседник совсем не против был говорить на эту тему, даже наоборот – с удовольствием подхватывает ее. А решение не поднимать вопрос за него принял пресс-секретарь, – рассказал Доронов, который также считает, что для телевидения интервью и 30, и 40 минут, и даже час – за благо, поскольку чем больше оригинальных форматов, контента, тем лучше воспринимается СМИ.
Что важно еще? Замечать, что меняется не только мир, но и сами люди. И потому сегодня федеральный министр на интервью может прийти не в костюме и галстуке, а в джинсах и толстовке. И под это тоже нужно подстраиваться, равно как и располагать к себе собеседника.
– Мне важно, чтобы со мной на интервью соглашались не один раз, а готовы были потом ещё и ещё приходить. Потому нужно снять психологический зажим, подстраиваться под человека, – продолжил спикер. – Очень важна реакция в моменте. Так что журналисту необходимо не только следить за беседой, думать о том, что спросить дальше, чтобы это было логично и интересно, но и улавливать настроение собеседника.
Управляющий директор телеканала РБК на мастер-классе также посоветовал своим слушателям общаться на равных с теми, у кого берется интервью. По его словам, на это есть запрос.
– Журналисты часто занимаются самоцензурой, – заявил он. – Я год назад с здесь, в Туле, с губернатором Алексеем Дюминым проговорил минут 45. Как мне потом заметили, такого долгого интервью у него здесь ни с кем не было. До этого приезжали журналисты и общались с ним в формате «ну вы же небожитель». А он это почувствовал. Ему не интересно с ними стало. Потому что он не видел беседы. Те задавали только вопросы из заранее согласованного списка и, скорее всего, корреспондентов ответы не интересовали. Так нельзя. И когда я уже вышел от Дюмина, меня позвали вновь к нему зайти. Он мне вручил коробку конфет, подаренную ему Башаром Асадом. Сказал, что ему очень понравилось со мной общаться. Так что я с этими сирийскими конфетами поехал домой.
Телекинофорум «Новая реальность» (16+) реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.